
Год выпуска: 2008
Разработчик: Rockstar North
Жанр: 3D-шутер, автосимулятор
Платформа: Xbox 360, PS3, PC
Почему я сел писать рецензию так поздно?
Во-первых, два года назад у меня ещё не было своего сайта. Во-вторых, тогда я просто не умел писать рецензии (хотя многие скажут, что и сейчас не умею). И, в-третьих, трудно оценивать англоязычную игру с мощным сюжетом, когда у тебя отсутствуют даже базовые знания заморского языка.
И вот, совсем недавно, мне в руки попала русская версия Grand Theft Auto 4 для игровой приставки Microsoft Xbox 360. Я установил диск в лоток и словно впервые окунулся в этот волшебный городок Либерти-Сити, на уже понятном мне родном языке. Калейдоскоп сюжета завертелся перед глазами яркими красками и на меня обрушился щенячий восторг и море позитива.
По этим причинам и зародилась идея написать рецензию. А когда игра была полностью пройдена, я уселся за работу уже с холодной головой и трезвым расчетом.
Обзор будет разбит по главам, по возможности лаконичен и честен. Никаких оглядок на прошедшие годы с момента выпуска игры и шагнувшие вперёд технологии. Только сравнения с предыдущими частями и голая правда.
Поехали…
Игровой мир
С того момента, как Нико Беллик ступает на неведомую американскую землю с палубы ливанского сухогруза, игрок попадает в совершенный, на первый взгляд, игровой мир. Повсюду снуют прохожие, проносятся машины, мелькают огни светофоров и патрулируют окрестности улиц разжиревшие копы и дешёвые проститутки. Жизнь в Либерти-Сити бьёт ключом.
Гигантский город живет по своим правилам и по-разному реагирует на любой поступок главного героя, но … лишь первые два часа игры. Потом глаза и уши привыкают, и ты начинаешь обращать внимание на одни и те же фразы прохожих, окрики полицейских, ругань рассерженных водителей. Штампованные действия ставят геймера перед неоспоримым фактом – Дружище, ты не более чем в игре!
Приятно скрасить время позволяют милые шалости – игра в бильярд, боулинг, дартс.
А так же возможность покататься нетрезвым по городу и позлить местную полицию. Но и эти увлечения вскоре оказываются рутиной.
Любовная интрижка? Очень мило. Но только не в том случае, когда подружка каждый раз при виде кавалера бросает одну и туже избитую фразу:
- О, Нико! У тебя новая машина! Ты оделся, как и в прошлый раз!
Многочисленные друзья Беллика, которые появляются в процессе игры и всячески напрашиваются на аудиенцию, также абсолютно бессмысленны. Катать по городу этих болванчиков, выслушивать избитые диалоги и поднимать свой респект в их глазах занятие не самое интересное и, откровенно говоря, совершенно ненужное. Никаких дивидендов вам это не принесёт.
Езда по улицам, с целью полюбоваться окрестностями и поискать всевозможные секреты, вполне оправдана, но только ярким солнечным днём.
Ночью и в непогоду изображение превращается в грязноватую кашу, поэтому не совсем понятно, куда ехать, слепо ориентируясь по горящим фонарям и свету фар встречных машин.
Сами окрестности пестрят многочисленными вывесками, яркими рекламами и острыми шпилями сверкающих небоскрёбов, двери которых всегда закрыты. Как говориться – смотреть можно, а трогать нельзя. Открыты только пару магазинов одежды, несколько пивнушек и Интернет-кафе. Да, совсем забыл! Есть ещё стриптиз клуб, в котором чучелообразная бэйба из десяти полигонов станцует вам приватный танец, на который лучше не смотреть.
Так чем же заняться в таком большом Либерти-Сити? Ну конечно! Как и в любой другой серии ГТА – коллекционировать тачки!
Автомобили
Испокон веков традиционным символом престижа в Grand Theft Auto являлась твоя машина! В Либерти-Сити много машин! Много хороших машин! Очень много прекрасных машин! Но есть одна маленькая техническая неувязка – их некуда ставить! Большей подлости от создателей игры трудно было предположить.
Классические безразмерные гаражи из предыдущих серий сменились жалкими жёлтыми квадратиками на грязном асфальте с надписью «For parking only». Прощайте, несбыточные мечты стать крупнейшим коллекционером раритетных автомобилей! Тачку, стоящую на улице, в любой момент могут разбить идиоты, угнать бандиты или попросту обгадить птицы.
Детализация машин выполнена на высоком уровне. Легко угадываются их реальные прототипы.
Система повреждений претерпела значительные изменения – впервые в серии перевернутый автомобиль не взрывается, у авто иногда отваливаются колёса,
а при лобовом столкновении со столбом Нико эффектно вылетает из салона головой вперёд, словно заправский каскадёр.
Но вот физика машин заметно подкачала. Они ведут себя на дороге как груженые сеном телеги с надувными колесами. Раскачиваются влево-вправо в режиме морского маятника и подлетают в воздух как пляжные мячи.
Понятие «редкий автомобиль» в игре отсутствует напрочь, поскольку опять наблюдается классическая болезнь всех серий GTA – одновременное появление на экране множества автомобилей одной марки.
Хотя в четвертой части этот баг вполне оправдан, ввиду отсутствия пресловутых гаражей – всегда можно достать нужную тачку, недолго покатавшись по городу.
Герои
Их много. Очень много. Но по настоящему ценных всего три. Брат Нико – Роман Беллик, вечно вязнущий в чудовищных долгах. Отчаянный ростоман Маленький Джейкоб, уверенно сочетающий курение марихуаны с отстрелом конкурентов и нелёгким ремеслом драг-диллера. И Брюси – помешанный на стероидах и качалке крайне экстравагантный самец, постоянно проверяющий на прочность свои искусственные бицепсы.
Эти бродяги внушают такую мощную ауру веселья и забав, что на остальных ребят нестерпимо скучно смотреть. Хотя и среди прочей шушеры нередко попадаются забавные личности, типа полукриминального авторитета Влада или обдолбанного наркомана на улице, щедро награждающего Нико сотней баксов.
По мере продвижения в игру типаж персонажей заметно меняется и уверенно выстраивается под одну гребенку – это или афроамериканские реперы - бандюки, или итальяно - ирландские мафиози…
Подружки Нико не балую главного героя разнообразием игровых ситуаций. Банальный вечер в обществе очередной пассии обычно заканчивается ездой до дому в пьяном виде и протяжными окрикам:
- О да, да, Нико!
Скучно…
Сюжет
Впитав все вышеизложенное нетрудно прийти к выводу, что Grand Theft Auto 4 несколько отошел от канонов жанра GTA San Andreas и более плотно нацелил игрока на сюжет. Собственно, все и затевалось ради сюжета, на который были брошены основные технические и финансовые силы разработчиков.
С самой первой фразы в начале игры мы попадаем в атмосферу, подобную фильму «Карты, деньги, два ствола». Звон монет, звуки передергиваемых затворов и множество противоборствующих криминальных группировок. Первое что узнает Нико, попадая в Либерти-Сити, это то, что его брат Роман не успешный делец, окруженный роскошью и пышногрудыми красотками, а погрязший в долгах азартный игрок, активно употребляющий горячительные напитки.
Сюжет игры и построение диалогов просто великолепны и не раз заставляли меня страдать икотой после продолжительного смеха. Бандитские морды, родная русская речь, длинные кокаиновые дорожки, мощно втягиваемые в мясистые покрасневшие носы.
Задания легки, интересны и логичны. Чтобы отработать долг братца, Нико нанимается вышибалой к русскому бандосу Владу и выполняет для него самую грязную работенку – отжать бабло у неплательщика, избить строптивого хозяина винной лавки, угнать подержанную тачку. В это время Роман активно посещает подпольные игорные дома, в надежде по быстрому срубить монет.
- Эй, Роман, как там у тебя дела, надеюсь, ты выигрываешь?
- Успокойся, Нико! Мы в шоколаде!
Однако с каждым новым заданием становится всё очевиднее и очевиднее – запал у разработчиков начал быстро тухнуть. Как только в игре обрываются русские корни – действо превращается в череду унылых заданий, некоторые из которых доходят до абсурда. Подавляющее большинство из них – кого-то убить. Причем количество убиенных варьируется от одного до нескольких десятков и более. Карман Нико заметно тяжелеет, его содержимое обозначается уже суммой с пятью нулями, но герой все так же продолжает жить в вонючей дыре,
и слышать от Романа жалкие поскуливания:
– Нико, мы опять на мели!
Где логика?
Её нет, как нет и вещей, на которые можно потратить деньги. Здесь нельзя купить квартиру, затюнить тачку или повесить на шею кулон с бриллиантами. Невиданный регресс по сравнению с San Andreas. Не на что потратить заработанные бабосы, зато старина Беллик в каждом новым задании упорно спрашивает:
– Сколько вы мне заплатите? Мне очень нужны деньги!
Хотя, нет вру! Некоторые поручения герой выполняет бесплатно, так сказать с барского плеча. Например – в одиночку отбить стриптиз клуб для Дуэйна, перекрошив в капусту человек пятьдесят.
Опять же… скучно и нелепо…
Заключение
Успех Grand Theft Auto 4 я вижу в раскрученном бренде, огромном игровом мире и дотошно проработанном сюжете, который по мере прохождения оказывается на редкость скучен. Вместе с тем, игрушка много потеряла от предыдущих частей, особенно от San Andreas. Там можно было играть в игру не проходя основной сюжет. Война уличных банд, скупка недвижимости, коллекционирование дорогих машин и постепенный захват города. GTA 4 без сюжета превращается лишь в игровую оболочку, по которой можно покататься на машине. Всё!!!
Но все-таки стоит отдать должное разработчикам - работа была проделана титаническая. Создать огромный город, да ещё и в современной графике.
Хотя, если быть честным, графика в игре далека от идеала даже по меркам 2008 года. Картинка весьма и весьма размытая, по крайней мере, на консолях. Два года назад, когда я впервые сел играть в игрушку, не сразу понял, что это за непонятные шлейфы, явно перекочевавшие сюда из первой трёхмерной GTA3.
Таким образом, хочу подвести небольшой итог: GTA 4 - мощный игровой продукт с давнишней историей и славными традициями, обладающий определенным шармом. К сожалению, этот шарм облетает с Grand Theft Auto по мере прохождения игры, а под ним оказывается типовой каркас, играть в который до невозможности скучно.
Максимум, чего достойна ГТА 4 – быть пройденной один раз и забытой. По крайней мере, так случилось у меня. Игровой лицензионный диск для Sony PS3 не сумел осесть в моей игровой коллекции и очень скоро обрёл нового хозяина…
p.s. напоследок пару слов о радио. Впервые в серии оно на редкость скучно. Кроме «Владивосток FM», с убойными ритмами «Серёги», слушать решительно нечего.
Плюсы:
-
огромный игровой мир
-
богатый выбор средств передвижения
-
длинная сюжетная линия
-
хорошая графика
-
колоритные персонажи
Минусы:
-
унылые и однотипные задания
-
отсутствие гаражей
-
физика авто далека от идеала
-
радиостанции стали заметно хуже
графика звук игровой процесс реалистичность интересность итог |
8,5 8,5 8 9 7,5 8,3 |
автор: "Барахолкин"