ГлавнаяФильмыРецензии

Рецензия на фильм «Аватар». Сказочный мир Джеймса Камерона

06 04 2013
Рецензия на фильм «Аватар». Сказочный мир Джеймса Камерона

Небольшое вступление

Режиссер и сценарист Джеймс Кэмерон в Голливудских кругах давно имеет репутацию человека, способного превратить новаторскую идею в баснословные барыши. Причём сам Джеймс за свою долгую режиссёрскую карьеру заработал этих самых барышей так много, что они позволяют ему делать солидные перерывы между очередными кино-шедеврами, тщательно выверяя и отшлифовывая сценарий будущего творения.

Безусловно, ещё на стадии проекта новый фильм Кэмерона задумывался для того, чтобы капитально срубить бабла. А чтобы срубить деньжат действительно по-мощному, в наше непростое техногенное время, нужно быть как минимум умным и оригинальным, к тому же обладать громким именем.

Всего этого Кэмерону не занимать (особенно ума и оригинальности), поэтому дальновидный кино-стратег нанёс удар по самой массовой касте видеоманьяков, с которой обычно не выжмешь ни копейки – Интернет сообществу. Отсюда и модное, для этой прослойки общества, название «Аватар», и четкое позиционирование фильма – в кинотеатре вы сможете увидеть то, чего никогда не скачаете с торрентов.

Победным контрольным выстрелом в голову неподготовленного зрителя являлась мощная, нет… просто МЕТААТОМНАЯ реклама, подкреплённая солидной репутацией человека, умеющего снимать по настоящему эпическое кино. Добавьте сюда заведомо завышенную стоимость съемок (чтобы опять-таки ошарашить неподготовленного зрителя) и вот итог – свыше двух миллиардов долларов кассовых сборов. Новый мировой рекорд (и личный Кэмерона) поставлен.

Мне остается восхититься лишь тем, что в этом безбрежном океане деньжищ не плавает мой потускневший десятицентовик. Железная воля, неприятие российских кинозалов и постоянные финансовые проблемы помогли мне дождаться релиза «Аватара» на Blu-ray и взять его у знакомых на денёк-другой, дабы как следует посмотреть в хороших наушниках и через хороший монитор. И вот что я там увидел.

Ультрамодное кресло

Начало фильма с первых секунд повергает зрителя в трепет. Далёкие планеты, огромные космические корабли, невиданные инженерные технологии. От картинки на экране так и прёт вложенными в неё деньжищами. Всё круто!

И тут как снег на голову обрушивается незамеченный ранее у Кэмерона сценаристский подход – аляповатая и вычурная пафосность. Речь идёт о, разумеется, инвалидном кресле Джейка Салли, которое смотрится поистине нелепо на фоне сверкающих космолетов, роботизированной техники и биологических крио-капсул. Парню никто не помогает выбраться из звездолета, а сам он пламенно верит, что занимает важное место в боевом строю. На этом моменте меня прошибла слеза непонимания.

Особенно сильно смотрится эпизод, когда полковник Майлс Куоритч весело разминается в боевом роботе, пытаясь манипулировать им силой мысли, а рядышком в инвалидном кресле сиротливо сидит старина Джейк (с горящими глазами),

и восхищённо впитывает ораторскую речь бравого вояки:

- Парень, делай, что я скажу, и обещаю, мать твою! Я верну тебе ноги! Запомни, полковник Куоритч своих в беде не бросает!

Подобной чуши я никак не ожидал услышать, особенно если вспомнить, что пять минут назад (по сценарию) Салли обещали платить такую большую зарплату, что он уже и так запланировал сделать себе ноги.

Давайте же внимательно рассмотрим сам инструмент передвижения, судя по дизайну которого ему лет двести.

Расставленные в стороны колёса – как у гоночного болида.

Литые диски - как у него же.

И сверхудобная (для человека со сломанным позвоночником) спинка.

Заметьте – никаких сервоприводов или электродвигателей – только неиссякаемая мускульная сила Джейка и неудобное рамное сиденье по типу «седло». Сразу видно, что в век высоких технологий эти самые технологии годятся лишь для здоровых людей, а инвалиды пусть идут лесом – все равно толку с них чуть.

Аватар или Суррогаты?

Идём дальше. Очередной вопрос возникает после того, как Джейка Салли сажают в исследовательскую капсулу и передают управление Аватаром. Зритель начинает усиленно шевелить извилинами, подхлёстывая собственную память, и тут его осеняет – елки-палки!, ведь мы это уже видели в «Суррогатах»!

Схожесть просто поразительная, по крайней мере, для меня. И там и там управляемый объект – пышущий силой и жаром экземпляр, стремящийся окунуться в мир плотских утех и чревоугодий. А на другом конце «провода» оператор – немытый, голодный и дурно пахнущий субъект (часто калека), который давно потерял точки соприкосновения с реальностью.

В этой связи у меня возник резонный вопрос – Кто у кого украл идею? Учитывая длительность съёмок и масштабы производства, сомневаюсь, что старина Джеймс способен на «воровство».

Впрочем, есть и некоторые отличия. В Кэмероновском «Аватаре» при уничтожении объекта оператор остается вполне жив и здоров. А вот что происходит с Аватаром, пока его оператор кушает, броется (знаю, неправильно, но так смешно) и принимает душ, не совсем понятно. Почему-то члены племени НаВи меланхолично переносят эти куски мяса (бесконтрольные Аватары) с одного места на другое,

не задаваясь вопросом, что же происходит на самом деле.

Ящик Пандоры

Наконец, программа «Аватар» полностью одобрена и Джейку Салли дают три месяца на урегулирование щекотливых вопросов с местным населением. Вот тут-то и открывается ящик Пандоры – нам представляют во всей красе удивительный сказочный мир, созданный волшебником Кэмероном.

Уникальные растения, уникальные животные, уникальная среда обитания – здесь всё неведомо, интересно и загадочно. Слоган фильма верен на все сто - «Это новый мир».

Я просто не могу представить, каким интеллектом нужно обладать, чтобы придумать любой элемент увиденного зрелища. О том, чтобы соединить эти элементы вместе и при этом получилась цельная идиллическая картина, а не бурый винегрет – я вообще не рассуждаю, ибо это выше моего понимания.

Забудьте документальную эпопею «Прогулки с динозаврами», «Семь таинств Египта» и прочую лабуду. По сравнению с «Аватаром» они выглядят как третьеразрядные комиксы дядюшки Марвела. Безграничная эйфория ярких красок и смелых идей.

Висящие скалы

Диковинные животные

Невероятные растения.

И восхитительные виды.

Если бы на стадии монтажа все эти сцены вырезали из «Аватара» и запустили в свободный прокат, я думаю, что получившийся микс собрал бы не меньшую кассу, чем сам фильм.

Более-менее ровное дыхание задаёт лишь племя НаВи. В их дизайне легко угадывается смесь человека (руки и ноги), льва (морда и хвост) и индейца племён устья Амазонки (боевое оперение и аксессуары). Удивительна та грация, с которой дизайнеры сотворили мимику и пластику женских персонажей, делая их потрясающе красивыми, особенно в световых эффектах разнообразной флоры и фауны.

И, наконец, самый неожиданный момент, который меня поистине поразил - как Кэмерону удалось так гармонично объединить взаимоотношения Человека и НаВи, а так же пойти на риск в попытке изобразить любовь и даже секс. Безусловно, попытка удалась. Эти тонкие моменты сделаны рукой мастера и смотрятся очень естественно и непринужденно, а самое главное – не рождают в голове массу вопросов – Почему именно так? Да почему эдак? Чувствуется почерк профессионала.

Героический эпик

Этому действу всецело посвящена вторая половина фильма. Сцены баталий подкреплены великолепной музыкой, чумовыми спецэффектами и интересными сюжетными находками, от которых иногда озноб идёт по коже – например, сцена укрощения Джейком Салли Турука и следующий за этим «выход в люди».

От пламенной речи парня мне захотелось сбросить наушники, схватить доисторическое копьё и кинуться воевать с этими заносчивыми и вредными людишками, позабыв о том, что я тоже один из них.

Очень приятно было увидеть классический сценаристский стиль Кэмерона, хорошо известный зрителю со времён «Терминатора», «Чужих» и «Титаника» - на поле боя гибнут не только злые, но и добрые, и даже почти главные персонажи. Такой подход хорошо передаёт жизненный реализм и легко выводит ярко выраженную фантастику с элементами сказки на уровень глубокого драматического кино.

Вся соль в графике

Кэмерон традиционно верен себе и своему принципу – вместо того, чтобы тратить баснословные деньги на известных актеров, лучше потратить их на качественные спецэффекты. И вы знаете, этот принцип работает! Причём под словосочетанием «качественные спецэффекты» я подразумеваю разумный баланс между красотой и достоверностью, а не то брутальное убожество, которое показал нам Роланд Эммерих в «2012».

Впрочем, по поводу актеров многие со мной не согласятся. Сигурни Уивер, Мишель Родригес, Сэм Уортингтон – эти имена достаточно на слуху.

Что ж, возможно, однако я сильно сомневаюсь, что гонорар Сигурни Уивер (например) обозначается суммой с семью нулями, как скажем у Джонни Деппа или Уилла Смита. Именно это я и называю «разумной экономией от Кэмерона».

Актерская игра

Актеры в этом фильме играют настолько второстепенную роль, что о них вообще можно было умолчать. Но я все-таки скажу.

Порадовала только Сигурни Уивер, и скорее из-за волевой манеры игры, напомнив своего персонажа из «Чужих».

Остальные актеры не впечатлили, поскольку (по моему сугубо личному мнению) подобраны просто бездарно.

Стивен Лэнг в роли полковника Куоритча очень неубедителен – слишком правильный и вымуштрованный для такого хладнокровного угнетателя и убийцы.

Сэм Уортингтон в роли Джейка Салли – ни рыба ни мясо. Этого актера ещё со времён «Терминатора 4» я охарактеризовал как «человека без эмоций». Всю работу в кадре за него выполнял Аватар.

Джованни Рибизи в роли золотодобытчика Паркера Селфриджа – просто ужас. Этот нерешительный трусоватый коротыш плохо вписался в образ преуспевающего воротилу финансового мира.

Небольшую изюминку привнесла заметно располневшая Мишель Родригес,

однако её смуглая кожа и стойкие ассоциации с «Форсажем» и «Обителью зла» плохо сочетались со стилистикой «Аватара».

Вывод

Я знаю, что вы это кино давным-давно посмотрели (возможно, и не один раз), поэтому сегодня не буду давать никаких рекомендаций, а скажу лишь одно – передо мной открылась невероятно зрелищная фантастическая лента, плотно пересекающаяся с эпическим кино-шедевром, но, к сожалению, не лишенная досадных недостатков, без которых «Аватар» легко мог бы стать иконой жанра.

Причем я нисколько не умиляю достоинств режиссера и даже больше, готов превозносить их до небес. Он снял «Терминатора», «Бездну» и «Чужих», придумал образ Хищника, поведал всему миру правду о «Титанике». Но сейчас Кэмерон перещеголял самого себя. В эпоху экономического кризиса и глубоко продвинувшихся Интернет технологий, когда фильмы тупо скачиваются с трекеров задолго до премьеры, Джеймс умудрился срубить такую ГИГАНТСКУЮ кассу. Даже страшно становиться, что создаст Кэмерон в следующий раз.

p.s. кстати, а где можно купить билет на Пандору? Я хочу поселиться именно там!

интересность просмотра

сценарий

актерская игра

итог

10

10

8,5

9,5

автор: "Барахолкин"




Комментарии:

SharkTRO
06.04.2013
Фильм мне понравился не смотря на всевозможные ляпы и недоговорки.
Многие ругают его за клише, кто-то понукает за сходство с "Покахонтас".
Скажем так, я не смотрел покахонтас, потому все норм.

Фильм на 8.5/10.

ПС: актерсая игра баянистая. Слишком уж стереотипно ведут себя персонажи. Не все. Сигурни хорошо сыграла.
krieger
06.04.2013
Кэмерон еще в 90х сценарий написал, прост тогда графика был Г для такого фильма, вот подождал немного и снял киношку попсовенький фильмец немного, но картинка отличная вроде обещали продолжение идею боевых роботов наверн позаимствовали со StarCraft'а есть там такой, голиаф называется кстати глянув на такую превосходную графику можно предположить, что если снять кино про войны мира StarCraft, то касса еще и Кэмерона переплюнет
Soman
06.04.2013
Не понравилась сама история, сплошные клише и копипасты всего и вся. Остальное на высоте , фильм на 8.

Оставьте свой комментарий




Скидки в интернет-магазинах России.