ГлавнаяФильмыРецензии

Рецензия на фильм "Начало"

29 07 2010
Рецензия на фильм

Режиссер: Кристофер Нолан
Сценарий: Кристофер Нолан
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Силлиан Мерфи, Джозеф Гордон Левит, Марион Котияр, Кен Ватанабе, Элен Пэйдж, Майкл Кейн.

Предисловие

К теме возможностей человеческого разума за границей сознания Голливудский мейнстрим обращается не часто. После триумфальной Матрицы братьев Вачовски на это поле мало кто отваживается ступить. Нолан посмел и снял концептуальную драму под маской фантастического блокбастера.

Буду откровенным – впервые увидев в какой-то передаче короткий ролик фильма, я испытал мощное дежа-вю. Скудная информация о грядущем Начале упоминала Кристофера Нолана в качестве режиссера, что давало повод грезить о будущем шедевре. Я отложил эту информацию в памяти и забыл, пока однажды на бескрайних просторах всемирной паутины не увидел ЭТО.

Безумно красивый, стильный и оглушающий своей монументальностью 2х-минутный ролик давал понять – скоро нас всех ждет Нечто. Не довольствуясь одним разом, я тут же пересмотрел его еще десять. И, ожидая премьеру, иногда позволял себе насладится маленьким шедевром в предвкушении шедевра большого.

И вот, когда в назначенный день свет в кинозале погас, я приготовился к эпической притче о бескрайних глубинах человеческого разума, принявшей по воле Нолана форму двухчасового монументального боевика. Я честно готовился аплодировать режиссеру после появления столь любимой мною фразы Derected by. И скажу Вам – там есть за что аплодировать. Но я не стал. И вот почему.

Their work is a dream или О чем кино

Главный герой картины– вор, но вор необычный. Доминик Кобб не крадет деньги, картины, бриллианты или шампунь из местного супермаркета. Он извлекает ценную информацию прямо из памяти человека, пока тот спит блаженным сном. Получить нужные сведения от людей в обход их воли проблематично. Сознание не дремлет. Однако, сон отворяет двери в таинственное подсознание, давая Коббу доступ к секретам. Парочка ловких трюков и вуаля. Почти как отнять у малыша конфету.

Для работы Коббу нужна команда, каждый участник которой выполняет свои специфические функции. И все они должны спать.

 
О такой работе можно только мечтать

Когда-то Кобб использовал свои навыки законно. А в личной жизни, конструировал мир грез для себя и своей жены. Но та жизнь осталось в прошлом, которое он не хочет отпускать.

Все, чего желает Доминик наяву - это вернутся домой в Штаты к своим детям, с которыми он даже не успел попрощаться. А в Штатах он вне закона. Вся жизнь Кобба превращается в один большой сон, с потухшими красками и прокисшими воспоминаниями. Пока у него не появляется шанс.
Заказ от очень влиятельного бизнесмена, способного решить его проблемы с законом одним телефонным звонком.

Но на сей раз Коббу нужно сделать почти невозможное – не украсть информацию, а внедрить ее в чужую память. И не просто информацию, а самую настоящую идею. Да так, чтобы чуткое подсознание приняло ее за свою собственную. Однажды он уже сделал это и поплатился. И теперь имеет шанс исправить хоть что-то.

Для воплощения задуманного перво-наперво герою нужен талантливый архитектор, который и создаст пространство для коллективного сна. Кобб отказывается делать это сам, не в силах держать под контролем разрушительное чувство вины. Его собственное сознание и подсознание в конфликте.

О чем кино на самом деле

Нолан снял кино отнюдь не о красивых мирах ночных грез. Не о таинственном могуществе человеческого разума. И даже хитроумное “внедрение”, представляющее собой невиданную доселе комбинацию математики с психоанализом – лишь блестящая упаковка. Многоуровневое пространство, в которое Нолан запихнул парочку банальных истин о хрупкости песчаных замков, разрушительной силе вины и Начале всех начал - Идее. Но именно упаковке режиссер уделил основное внимание.

Сон здесь - арена для битвы сознания с подсознанием. Арена с выверенными размерами и холодной математикой причинно-следственных связей. И, то, что происходит на ней требует определенных познаний в психологии и пристального внимания, коими обладают отнюдь не все, а прочие будут довольствоваться красивым пазлом, разглядывая связи между элементами безупречной конструкции. А если не успели уловить смысл происходящего, остается лишь созерцать экшн да любоваться отдельными фееричными моментами. НО… Идею мало придумать, ее нужно реализовать.

Реализация

Как часто я сталкивался с интереснейшей идеей и ее невнятным воплощением. Примеры сами вспомните, не один и не два. Реализация у Нолана отстает от замысла и мне истерия вокруг фильма кажется странной. Ущипните меня – я сплю. Нельзя же возносить фильм до небес лишь за блестящий сценарий, да повсеместную неоднозначность. Даже за несущийся посреди улицы паровоз и слезы маленького мальчика с погремушкой.

Игра актеров

Невыразительная. Да-да именно так. В фильме заняты отнюдь не последние актеры, но что они там делают? Похоже Нолану они нужны лишь для того, чтобы объяснять с экрана зрителям, что тут вообще происходит. Ряд персонажей имеют и другие функции. Но этим их значимость и исчерпывается. Функции вместо личностей.

Образам героев не хватает внутренней наполненности. Не то, чтобы они слишком плоские. Но, увы, интересными я их назвать могу лишь с некоторой натяжкой. Все претензии - Нолану-сценаристу. Проектируя сны словно с циркулем и линейкой, он и из героев сделал двухмерные проекции человеческих качеств. Актеры поняли, что ничего не поняли и просто изображали то, что Нолан-режиссер их просил.

Цитата:

“Когда мы начинали работать над фильмом, для нас – актеров, все что должно было происходить, казалось мраком. Мы постоянно пытались провести тщательное расследование и выяснить, что же задумал Кристофер, но до конца его понять, нам так и не удалось. Слава богу, что на площадке был хоть один человек, который знал что делает”. (из интервью Леонардо Ди Каприо в The Daily Telegraph)

Вот так вот – один человек. Что тут скажешь.

Лео играет неплохо. По роли ему положено изображать скорбь, душевые метания и безудержное стремление все исправить. Он и изображает. Но ровно настолько, насколько ему позволяет сценарий и его понимание.

Марион Котияр по-прежнему прекрасна, но к роли это не имеет отношение. Важнейшему персонажу фильма уделено мало внимания. А причина всего – любовь Кобба и Мол - затронута совершенно поверхностно. Ни Ди Каприо, ни Марион, ни Нолан не убедили меня в безудержной страстной любви и ее крахе. Но за отдельные моменты скажем им спасибо.

Роль архитектора досталось молодой Элен Пэйдж, чья героиня цепляет в “Леденце”, но здесь выглядит плоско и неестественно. Едва войдя в команду Кобба, эта девчушка бодренько так начнет копаться в мозгах героя, суя свой любопытный носик куда ее не просили. Терпению ее шефа можно только позавидовать.

Кен Ватанабе в роли Сайто хорош. Но, увы, и ему уготована лишь функция, за рамки которой актер не вышел.

Тем не менее, именно Ватанабе да, пожалуй, Силлиан Мерфи порадовали своей игрой. Последний играет наследника огромной энергетической империи. Именно он объект заказа. И хоть его роль тоже не более чем функция, он все же был интересен.

Увы, но в фильме острая нехватка сцен для прорисовки героев. Пусть не столь важных для сюжета, но нужных для глубины восприятия. Тогда как Скорсезе, Тарантино, Иствуд и прочие великие заполняют ими добрую половину экранного времени, Нолан на такие мелочи не разменивается. И зря! Я хочу видеть личностей. Их особенности и недостатки, их желания и страхи. Или просто яркие типажи. Иначе интерес к их потугам сильно поубавится.

Что здесь делает великий Майкл Кейн, который априори на голову выше всех остальных, мне непонятно. Нолан и его роль высосал из пальца и трехминутное присутствие Актера на экране не дает картине ничего.

Визуальная сторона

Много ли фильмов вы знаете, где ареной для драматических коллизий является его Величество сон. Тут возможности для творчества почти безграничны.Но изобретать велосипед режиссер не стал и все сделал в стиле “Темного Рыцаря” с добавлением “Матрицы".

Уолли Пфистер стоявший за камерой там, стоит и тут. Снимает точно так же. Через те же светофильтры. Видимо менять было лень.

Холодные, пустые интерьеры. Однообразные здания, улицы и … да все однообразное. И не малейшего признака жизни. А чтобы зритель не забыл вдруг, что фильм - прежде всего интеллектуальный, а потом уже боевик, персонажи улыбаются строго дозировано и ходят по большей части в деловых костюмах.

 
Даже любопытную Ариадну нарядили в чрезмерно строгий деловой костюм.

Отдельными моментами, сценами и операторской работой в целом фильм схож с уже упомянутой “Матрицей”.

 

Но если последняя почти безупречна в постановке каждой сцены и необъяснимым образом пленяет своим визионерством, то у Нолана все слишком шаблонно и стерильно.

За исключением нескольких моментов экшн снят пресно. Стрельба, погони, штурм крепости, опять стрельба. Бесстрастно, сумбурно. Без претензий на грандиозность. Обилие крупных планов и невнятный монтаж делают экшн невыразительным. Благо динамика фильма и информационная атака на мозг скучать не дают.

На причудливой связи между снами Нолан не устает акцентировать внимание зрителя. С замедлением времени – как же без него? Местами это выглядит эффектно.

Хрестоматийная песня Эдит Пиаф, набор случайнх цифр и идея, растущая по кирпичику красной нитью тянутся сквозь сны. Все хорошо, умно, но не слишком изобретательно.

Проекции подсознания чересчур формальные и пустые. Их навязчивость даже доходяге Артуру мешает не сильно. Хотя вот тут у меня сомнения. Крепкие дяди по логике вещей просто обязаны были устроить ему преждевременный “ выброс” одним мощным джебом.

 
Героев слегка укачало

Борьба с чужим подсознанием проходит строго по плану. Свое менее предсказуемо, но совсем не оригинально. Наступает момент, когда начинаешь просто скучать. Где напряжение то. Сталкиваясь с сопротивлением, герои преодолевают его уж слишком легко.

Происходящее на экране уже не удивляет, сюжет движется к развязке по прямой. И в этой стремительной гонке Нолан начисто забывает обо всем, кроме стыковки всех этажей причудливого сна. Все остальное отходит на второй план ровно до самого финала.

Сиськи

Увы, сисек в фильме нет. Это обеспечило Нолану прокатный рейтинг PG-13, то есть любой прыщавый подросток может спокойно приобщиться к высшей математике и психоанализу прямо под хруст попкорна. Чего он там поймет – это уже другой вопрос. Просвещение масс – цель благородная, но лично я предпочел бы сиськи.

Окончательный диагноз

Незаметно подсунуть малышу конфету в итоге оказалось не намного сложней, чем отнять ее. Но, мистер Нолан, а где же МОЙ катарсис? Я тоже хочу!

Новый фильм Кристофера Нолана получился интересным и оригинальным, но не завораживающим. Временами зрелищным, местами стильным. Но сильным ли? Не грандиозным, уж точно.

И даже великолепная смысловая составляющая не делает его шедевром. Ведь главный признак оного отнюдь не многозначительность или уникальность отдельных элементов, а нерушимая целостность всей конструкции. Когда даже недостатки становятся неотъемлемой частью, а форма неотделима от содержания. Когда фильм, словно скала, отполированная водой и ветром так, что цепляться уже не за что. Увы, это не тот случай. А ведь могло бы.

Достоинства:

  • Оригинальный сюжет; 
  • Солидная смысловая нагрузка; 
  • Стильный визуальный ряд.

Недостатки:

  • плохо проработанные персонажи;
  • невнятный экшн;
  • утрированный драматизм.

P.S. А что если… Я вот о чем подумал. Вот вы, помните как вы здесь оказались?

Автор Johnny.



Комментарии:

Soman
29.07.2010
А мне ближе такое мнение...
Всё то, что мы видим с самого начала - это уже подсознание Кобба. У него нет и не было жены и детей. Ему когда-то приснился сон, что он состарится с любимой женщиной, но она не разделила его энтузиазма и отказала ему. Весь мир показанный нам - подсознание Кобба, которому кажется, что он сам убил любовь, поспешив построить мир из грёз и мечтаний, забыв что реальность важнее.
Фильм построен на теории, что все люди, которых мы видим во сне - это мы сами - а точнее, те наши качества, с которыми мы ассоциируем этих людей. Рациональность - Артур, Креативность - Эймс, Мудрость - Сайто (не зря на эту роль приглашён восточный актёр) и т.д. Адриана же это чистое сознание Кобба, не обременённое никакими чувствами и обязательствами. Когда мы молоды, так легко создавать новые миры - каждый день нас обуревает куча идей, о том какими мы будем, но редко это идеи застревают в нас, и завтра мы сможем построить новый мир.
Идея фильма в том, что Кобб постепенно погружаясь в своё подсознание, и отклеивая по одному все пласты, понимает, что живя прошлым он умрёт один "испив чашу одиночества до дна" и никогда не увидит лица детей, которые у него могут быть, но уже не от этой женщины-мифа - ведь он любит не её, а лишь то кем она ему казалась в его мечтах...
Поняв это, сразу отпадают вопросы - о многих "несостыковках" сюжета: почему если сознание не Кобба, то его проекции появляются на всех уровнях сна (поезд в первом уровне, шторы в отеле и дети во втором, и т.д.)...".

И это полностью совпадает с тем , что я читал про психоанализ и управление сновидениями.

Ну и еще раз повторюсь писал не писал, не помню..

Нолан не так поверхностен....Нолан мастер сценария , а именно донесения идеи через текс, очень хочу посмотреть английскую версию, так как знающие люди говорят, что русская озвучка просто убила половину идеи.
Krieger
29.07.2010
Johnny, молодец, отличная рецензия я как изначально думал, что фильм не ахти, так ты и подтвердил
Johnny
29.07.2010
Ну там можно много чего увидеть. И почитав уже где-то десятка три самых разных рецензий, я обнаружил, что многие видят и трактуют сюжет по разному. Наверное, в этом и заключалась самая главная хитрость Нолана. Он бросил приманку - ряд идей, так сказать, но из-за недостатка конкретики многие будут домысливать уже после просмотра и думать, что бы это еще значило. И видеть многое, чего там может и нет.

Оставьте свой комментарий




Скидки в интернет-магазинах России.