ГлавнаяЛайфхакДругое

Рецензия на фильм «Утомленные солнцем 2 Предстояние». Великое кино?

04 06 2010
Рецензия на фильм «Утомленные солнцем 2 Предстояние». Великое кино?

Год выпуска: 2010

Страна: Россия

Жанр: драма, военный

Продолжительность: 02:53:27

Режиссер: Никита Михалков

В ролях: Виктория Толстоганова, Владимир Ильин, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Никита Михалков, Дмитрий Дюжев, Андрей Панин, Михаил Ефремов, Александр Пашутин

Небольшое вступление или,… причём тут Михалков?

Нужно было заткнуть уши, закрыть глаза и забраться в забетонированный подземный бункер, чтобы не услышать ни одного негативного отзыва об «Утомленные солнцем 2», которыми буквально запестрил Интернет сразу после выхода картины. Многочисленные критики обвиняли Никиту Сергеевича в спекуляциях на тему ВОВ, издевательствах над одухотворенным российским зрителем и восхвалении самого себя.

Согласен, слоган ленты «ВЕЛИКОЕ КИНО о великой войне» звучит несколько пафосно и самонадеянно, но… давайте задумаемся вот над чем – Если бы эту картину снял другой режиссёр, стали бы мы так интенсивно мешать деятеля кино с грязью, лепить многочисленные фотожабы и злорадствовать над низкими кассовыми сборами? Разумеется, нет! Просто немного пожурили бы (как Бондарчука за его «9-ю роту») и успокоились.

Но тут случай особый. Просто зритель привык к качественному кино от Михалкова (по крайней мере, я) и ждал эту ленту в полной уверенности, что режиссер сотворит невероятно эпическое, и в то же время тонкое и умное кино. Подобного симбиоза не получилось, и я даже знаю почему…

Давайте анализировать

Трудно держать себя «в рамках приличий», когда на создание фильма выделено целых 56 миллионов долларов, и ни кем-то там, а целым

Теперь посмотрим на строчку внизу спойлера к фильму - при поддержке банка «ВТБ» (читай как «Государственного Банка»).

Добавьте сюда дату выхода картины, приуроченную к празднованию 65-летия Великой Победы, и вы немедленно поймете – эпическая кинолента Никиты Михалкова является самой настоящей правительственной заказухой. Эдакий своеобразный щедрый подарок всем россиянам к Дню Победы.

Михалкова просто «арендовали» для выполнения нужд страны, чтобы тот снял фильм, задающий правильное и нужное направление мышления всему народу, от мала до велика. Отсюда и обилие современных, особенно популярных среди молодежи, актеров, на которых Михалков в иной обстановке и не посмотрел бы, и яркий современный голливудский окрас, щедро разбрызганный по картине с возмутительной небрежностью. Всё это напоминает подготовку мощного ингредиента для спиритического шоу экстрасенсов.

И чтобы не быть голословным, я хочу обосновать свою мысль, которая, естественно, является не более чем теорией.

Давайте подтверждать

Пункт №1.

Все помнят недавнюю цитату Президента России, озвученную накануне празднования Дня Победы:

- Войну выиграл не Сталин, войну выиграл народ!

Абсолютно правомерное утверждение, которое находит подтверждение с первых минут картины, причем имеет форму столь неистовой и явной угодливости, что перед ней меркнет даже лобызающий полковник Арсентьев на загородной правительственной даче вождя.

Сначала Михалков без стеснения окунул Иосифа физиономией в торт,

затем заставил материться в кадре, словно необразованного солдата, а впоследствии и вовсе оторвал голову вождю (правда, с гипсового бюста).

Пункт №2

Интернационал, дружба народов, сближение Большой России и Кавказа! – звучит несколько сумбурно, но смысл вы поняли.

А теперь вспомните помощника подрывника или душещипательную сценку в грузовичке с кремлевскими курсантами, и пламенные речи выходцев с высокогорных хребтов Эльбруса, один из которых впоследствии пытался остановить немецкий танк с помощью штыка.

Я глубоко убеждён, что по своей воле Никита Сергеевич никогда бы не снял подобную архинею.

Пункт №3

Культ церкви многократно возрос за последнее время, что также является неофициальной политикой нашего правительства (в связи с низким социальным уровнем жизни – кто же поможет, как не господь). На строительство храмов, монастырей и церковных приходов выделяются громадные деньги (хотя бы на примере нашего Калининграда). Открытие даже небольшого магазинчика или мало-мальски значимого заводика, не говоря уже об объектах государственного масштаба, редко обходится без присутствия батюшки. Я ничего против этого не имею (хотя и человек неверующий), но зачем же на всю страну показывать, как вера в господа сбивает немецкий самолет?

Эта сцена, а так же следующее за ней крещение на мине, создает впечатление, что в кинотеатре происходит массовая вербовка в секту священнослужителей.

Пункт №4

Фашисты негодяи!!!

- Значит так, Никита. Покажи что-нибудь эдакое! Покажи фашистов изуверами и ублюдками! Но только покажи так, как ещё никто не показывал!

- Будет исполнено!

И вот Никита Сергеевич берет в руки (нет, не «Ветхий завет») полную видеотеку своего главного конкурента Маэстро Квентина, заряжается невероятной энергией и вдохновением от фильма «Бесславные ублюдки», и выдает на экран сцену, в которой проклятый фашист в угоду международной конвенции срёт (я извиняюсь) с самолета на санитарную баржу, перевозящую раненых через Балтийское море.

Необычно, отвратительно, но, самое главное, с задачей справился – так ещё никто не показывал!!!

Как видите, в целом Никиту Сергеевича и упрекнуть-то не за что. Хотя определенные моменты, на которые непосредственно мог влиять г-н Михалков, я все-таки постараюсь озвучить.

Претензии к Михалкову

На фоне всего вышесказанного лично у меня к Никите Сергеевичу всего три претензии.

Первое – реализм действа на экране зачастую хромает. Например, мина с Надеждой Котовой, прибитая к балтийскому берегу, вдруг чудесным образом поплыла против течения и взорвала буксир с партийными архивами.

А как задорно комдив Котов в начале фильма взлетел на крышу тюремного барака,

а в середине картины на пару с пойманным языком сиганул через двухметровый забор!

Такой магической акробатике позавидовал бы даже старина Жан Клод!

Второе – жуткий дисбаланс между военным временем 1941 – 43-х годов, и поведением некоторых артистов на экране. Кто придумывал эти идиотские диалоги? Что за уродливая современная мимика братии молодых актеров? Вернемся хотя бы к описанной выше сценке с кремлевскими курсантами в грузовике.

Один в один кадр из сериала «Солдаты». Знаете, если бы кто-нибудь из этих ребятишек вытащил мобильный телефон, я нисколько бы не удивился.

Третье – явная попытка подражать Голливудской мифологии. Попытка, надо сказать, удалась. Например, сцена потопления судна с ранеными (которое почему-то переломилось пополам),

предательски сильно походила на кадры из киноленты «Перл-Харбор» и «Титаник» одновременно.

И в заключении Никиту Сергеевича можно немного пожурить за чрезмерный показ оторванных конечностей и покалеченных тел. Я понимаю, что все это на войне реально было, но, черт возьми, привлекать зрителя к экрану видом вывернутых наизнанку кишок не совсем честно.

Комплименты Михалкову

- Неужели в картине нет ничего хорошего? – Спросит обескураженный читатель.

Ну конечно есть, и умолчать об этом было бы большим упущением. Как вы наверно заметили, все вышеперечисленные недостатки относятся, в основном, к первой половине фильма. Вторая половина представляет собой несколько другое кино.

Начиная с блистательной сцены инструктажа роты кремлевских курсантов, зритель с головой окунается в атмосферу настоящей войны. Танковая атака, сцена сожжения жителей деревни в сарае и выполнение последней просьбы умирающего солдата – хоть это и выглядит жутко, но снято мощно, по-Михалковски.

Понравился сюжет. Никите Сергеевичу неплохо удалось интегрировать «Утомленные солнцем 2» в сценарий первого фильма, с небольшой поправкой – что-то слишком поздно Сталин узнал о смене политической статьи Котову на уголовную, и как простой чекист, пусть и полковник, сумел спасти от репрессий целую семью, когда вокруг тебя одни стукачи?

И, наконец, не понимаю, где многочисленные рецензоры узрели в фильме восхваление Михалковым самого себя, кроме рекламного слогана к картине? В ленте Никита Сергеевич представлен самым обыкновенным солдатом, пусть и с некоторыми акробатическими задатками, упомянутыми выше. Эфирного времени комдив Котов занимает не так уж и много, а основное действо сконцентрировано именно на войне, так что говорить о каком либо культе личности (по крайней мере, как Михалкова-актера) не приходится.

Игра актеров

Тут коротко.

Дюжев, Мерзликин, Стычкин, и иже с ними – УЖАС!!!

Михалков, Меньшиков, Маковецкий, Панин, Гармаш, Голубев (командир роты кремлевских курсантов) – хорошо.

Евгений Миронов – блестяще, как и в первой части!

Отдельно хочу отметить Надежду Михалкову.

Девушка старается, это видно, но получается у неё пока что неважно. Данный пример хорошо показывает, что природный талант далеко не всегда передается по наследству, а громкого имени родителя зачастую мало для качественной игры.

Вывод

Проверка российского зрителя на прочность с треском провалилась. Гневными отзывами о фильме и низкими кассовыми сборами отечественный кинолюбитель доказал, что ещё в состоянии отличить дерьмо от шоколада и не основательно подсел на правительственную партийно-идеологическу иглу.

Что характерно, наверху это тоже поняли. Видимо поэтому и были предприняты определенные контрмеры. Косвенными признаками тотального захвата разума являлись непрерывные сводки в Интернете о массовых принудительных показах фильма среди школьников (за их деньги) и жителей хуторов и сел, вблизи которых проходили съемки картины. Не схожи ли данные действия с теми сталинскими репрессиями, так ярко критикуемыми в киноленте?

Самому же Михалкову наверняка по барабану, сколько человек пришли смотреть его фильм. Свои деньги на этом он уже заработал, директивы командования выполнил, и к нему никаких претензий ни «снизу», ни, тем более, «сверху», быть не может. И именно поэтому:

«21 мая 2010 года государственная дума РФ отказалась направлять в Министерство культуры запрос о том, сколько бюджетных средств было затрачено на создание фильма «Утомленные солнцем 2».

Лично у меня фильм вызвал двоякие эмоции: первая половина картины кошмар и ужас, вторая половина – умеренно хорошо, местами даже очень неплохо. Причем создалось впечатление, что в первой половине Михалков отработал директивы «свыше», а вторую снимал в своё удовольствие. Жду «Утомлённые солнцем 3: Цитадель». Если список задач от Министерства культуры уже выполнен, кино обещает быть хорошим.

интересность просмотра

сценарий

актерская игра

итог

7

6,5

5,5

6,3

автор: "Барахолкин"




Комментарии:

Klop
10.04.2013
ну что ж, скажу и я свое козырное слово
согласен с тобой, Сергей, что в фильме есть и хорошее и плохое. фильм мне в целом понравился и на "Цитадель" пойду в кино.
что касается слогана "призидента" (почему это слово у меня всегда ассоциируется с презервативом...) всея Руси о том, что: "Войну выиграл не Сталин, войну выиграл народ!" - скажу следующее - народ к Победе все же привел Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин. тут справедливо суждение о том, что история помнит царей (в нашем случае главкома Сталина), а не воинов. так что тут я лишний раз укрепился в мысли, что наш "призидент" идиот.
теперь по пунктам:
№1. Сталин загнал Котова в лагеря, его жену и дочь - тоже (хоть в фильме они и на свободе, Котов об этом не знал). что же Котов должен был за это вылизывать Сталину корму? да ни в коем разе! и вообще я не понимаю, чем этот эпизод вызвал такой ажиотаж... ведь это был всего-навсего сон лагерника Котова...
№2. если честно, не понял суть притензии. Советский Союз был многонациональным (интернациональным если угодно) государством; его население составляли русские, украинцы, белорусы, грузины, чеченцы, узбеки, чукчи в конце концов. что плохого в том, что в составе кремлевских курсантов оказался один (!) кавказец и один татарин?.. уверен, что их было много больше!
№3. тут полностью соглсен с тобой, Сергей. я тоже человек неверующий, можно даже сказать, что атеист (не ярый, но все же), не понимаю зачем надо было фильм на такую серьезную тему насыщать религиозной байдой, которая смотрится там как на корове седло... за это Никите надо поставить минус.
№4. ну что тут можно сказать... фашисты ведь и правда негодяи в каком-то смысле. про сранье с самолета я мог бы сказать, что это совершенно невозможно, привести доводы и тд. но не буду пачкать бумагу, разговор о другом. я так понимаю, что под негодяями имелось в виду то, что немцы потопили санитарный корабль. так вот в защиту могу сказать следующее: пилоты любой армии поступили бы точно так же. из-за одного молодого пилота-идиота, который атаковал корабль (кстати говоря, и из-за второго идиота, который удачно пальнул из ракетницы с корабля), штурмовикам пришлось потопить судно, чтобы скрыть явное нарушение конвенции (не помню уже какой).
акробатические трюки Никиты трогать не буду, это все матрица конечно, ну да черт с ней...
теперь о курсантах. все мы были детьми, потом молодыми людьми, молодыми мужиками и тд. и всегда большинство из нас мечтало играть или играло в войнушку. раньше бегали с деревянными пистолетами и кричали "пиф-паф, ты убит!", потом с водяными пистолетами, а сейчас играем в Call of Duty, контру, резедент, гирс оф вар и тд. и тп. в то время таких игрушек не было, но желание мальчишек играть в войнушку никуда не делось! вот Никита и показал таких "щеглов", которые ехали играть, не понимая, что там война, а не войнушка. как профессиональный военный, могу сказать, что сам был точно таким же. а вообще рекомендую послушать песню группы Любэ "Скоро дембель", все встанет на свои места.
игра актеров.

Дюжев - вообще типичный представитель лихих девяностых, ему там делать нечего.
Смольянинов - тоже самое.
Стычкин и Мерзликин - сыграли вполне на уровне, не понимаю чем они были плохи...
Маковецкий, Панин, Гармаш, Гафт, Шукшина (а хороша проституточка...), Адабашьян, Суханов, Мохов, Балдаков - сыграли, ясное дело на пятерку!
а вот Виктория Толстоганова... это был просто тихий ужас... отвратительно!!! Ингебора Дапкунайте тоже играла не очень, но на порядок выше Толстогановой.
компанию Виктории составляет "великий" артист Меньшиков. за последние лет 15 в кино на его лице не появилось никакой новой мимики. какой фильм не возьми - кислая физииономия Меньшикова (ощущение, что ему до боли все в этом мире надоело, ему хочется, чтобы от него поскорее отстали и выдали гонорар) портит весь пейзаж. за работу ему двойка с жирнющим минусом.
Надя Михалкова - в первой части у нее получалось играть много естественнее (подозреваю, что ей там просто не приходилось играть, просто жила своей жизнью, не подозревая, что ее снимают на камеру). здесь же и правда видно, что она старается, часто это получается, иногда - нет. немного поднатореет - а там посмотрим, что из нее получится. за старания поставлю ей твердую четверочку.
ну и наконец сам Никита - всегда с огромным уважением относился к нему, как к актеру. в этот раз он, само собой, не подкачал. единственный актер фильма, который сыграл на ОТЛИЧНО, на круглую пятерку с плюсом!
Эльвира
10.04.2013
Очень грустно читать такие отклики!!! А вы, Барахолнкин Александр молодец!!!! В прямом смысле этого слова!!!! Фильм хороший, нужный, качественный, харизматичный! Зачем выковыривать совершенно надуманные недостатки? Сколько в год наш отечественный кинематограф производит по-настоящему хороших фильмов? Я не говорю уже о зарубежье. Зрелищных фильмов полно и у наших, и у ваших. Мы с удовольствием ходим смотреть и фильмы и анимацию. Смеемся, удивляемся. А сегодня есть чему! И что? И все! Мой сын уже так далек от осознания трагизма Второй мировой ! Для него что факт сжигания ведьм на кострах в эпоху инквизиции, что последняя война- одинаково нереальные и далекие события. Многие из нас читали Э.М.Ремарка? То-то . Мы должны снова и снова окунаться в те времена. Между прочим , старые фильмы еще более отфильтрованы, расчесаны, и выутюжены. Замечали?
А по поводу талантов Н.С.Михалкова вот что могу сказать. Нет пророка в своем отечестве. И даже у всемирно известных художников и писателей ,и композиторов и т.д. не все произведения признаны гениальными. Создавалось много. Но создавалось. Вспомним баналного Сальери- тоже творил, и ,говорят, был не менее популярен, чем Моцарт. Но одного мы запомнили благодаря его преступлению,а второго благодаря творчеству. И слушая Моцарта понимаешь, что писал - то он попсу, а вот от "Реквиема" каждый раз мурашки по спине. Я думаю , если на просмотре картины Н.С.Михалкова вот эти мурашки пробежали хоть в нескольких сценах- фильм удался. У нас сейчас не тот век и ни та жизнь, чтобы мы разбрасывались сильными эмоциями.
Senja
10.04.2013
по -поводу игры актеров сказать можно следующее- не такой это режисер, что бы ошибиться в подборе актеров и остальных профи, не выжать из этих талантов максимально. Это уже не тот возраст, и не тот уровень профессионализма. Я думаю, что такой режиссер,как Н.С.Михалков не допускает даже мысли о том , что бы он не смог воплотить задуманное .Понравилось это зрителю, поняли замысел или нет- другой разговор.
Надя Михалкова слишком молода-было бы даже удивительно ,если б она переиграла талантом метров нашего кино!
О.Меньшиков и вправду выглядит уставшим, бледноват на экране. Ну да фильм-то не о нем. И опять же звучало б диссонансом ,если б он вспыхнул и затмил игру остальных. Это профессионализм.Наверно трудно сыграть уставшего от жизни человека с молодо горящими глазами.

Оставьте свой комментарий




Скидки в интернет-магазинах России.