Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

1. "Рожицы".

Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.

2. Щелканье языком с широко открытым ртом.

Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.

3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке.

Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.

4. Гимнастика для языка:

движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.

5. Повтори.

Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.

Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.

Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.

Скороговорки для занятий:

Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Шел Егор через двор
С топором чинить забор.

Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются,
Две Дашки у кашки
Питаются,
Две Ульки в люльке,
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.

Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.

Вот телеграмма от гиппопотама.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

По вторникам над мостовой
Летал воздушный шар пустой.

У храпуна - хоромы дома.
Храпит храпун в своих хоромах.

В океане плыл диван.
А на нем лежал Иван.
Так приятно в океане
Плавать,
Лежа на диване.

Вероника, Вероника,
Вареников навари-ка.
Варе и Валерику - по паре вареников.
А Толе и Боре
И того поболе!

Дорог Алику рогалик,
Алле дал рогалик Алик,
Галя Алика ругала -
А рогалик ела Алла.

Дали Маше сыворотку из-под простокваши.

Сшит колпак, связан колпак,
Да не по-колпаковски.

6. Жираф и мышонок.

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.

Ход игры:

Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").

Потом ребенок идет и одновременно произносит:

Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка - маленький.

(Повторить 6-8 раз.)

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru :

7. Игра "Лиса-Патрикеевна".

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около-ротовой мускулатуры в покое.

Материал: доска ("мостик") или широкая лента, маленькие сушки или печенье.

Ход игры:

"Мостик"-доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.

8. Игра "Веселый попугайчик".

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

Ход игры:

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: "Ты - веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен".

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые - ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

9. Игра "Водичка".

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.

Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход игры:

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.

10. Игра "Капитаны".

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.

Материал: таз с водой и бумажные кораблики.

Ход игры:

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.

Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.

Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном "ветре" двигается плавно и уверенно плывет к цели.

"Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.

Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки!

11. Игра "Отбойный молоток".

Ход игры:

Ведущий говорит: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.

Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.

12. Игра "Часики".

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.

Ход игры:

Ведущий говорит: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная - бежит очень быстро.

Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот".

Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка - медленнее; как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее".

Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Другие публикации по теме данной статьи:

В данной статье рассматривается значение артикуляционной гимнастики. Даны четкие рекомендации и организационные моменты по проведению упражнений. Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой рекомендуется использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. А также представлены основные комплексы артикуляционных упражнений, необходимых для постановки каждого конкретного звука (для свистящих, шипящих звуков, звуков Р и Л). Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике целесообразным является использование дыхательной гимнастики, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю. Все упражнения предлагаются детям в игровой форме: «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов, или интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения

Для развития артикуляционного аппарата

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения:

Для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,

Отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Занимаясь с детьми 3 – 4-летнего возраста, необходимо следить, чтобы они запоминали основные движения.

К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть более четкими и плавными, без подергиваний.

В 6 – 7-летнем возрасте дети должны выполнять упражнения в быстром темпе и уметь удерживать положение языка некоторое время без изменений.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Можно использовать карточки-символы с изображением артикуляционных упражнений, элементы театрализации (с куклами), «Сказку о Веселом язычке».

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой я рекомендую использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. Вначале читается стихотворение и вместе с ребенком показываются части лица и артикуляционные органы.

Не устала ты пока, Подбородок тянем вниз,

Покажи, моя рука: Чтобы с челюстью отвис.

Это – правая щека, Там – к прогулкам не привык -

Это – левая щека. Робко прячется язык.

Ты сильна, а не слаба, А вокруг-то – целый ряд -

Здравствуй, верхняя губа, Зубки нижние стоят:

Здравствуй, нижняя губа, Боковые – слева, справа,

Ты не меньше мне люба! Впереди – зубов оправа.

Есть у губ одна черта – Нёбо вместо потолка

В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.

Вправо – правый угол рта, А когда открылся рот,

Влево – левый угол рта. Язычок пошел вперед.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края –

Все про ротик знаю я!

После того, как ребенок усвоил название частей лица и артикуляционных органов, можно приступать к выполнению артикуляционных упражнений.

Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, т.к. логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать название упражнения.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Для постановки свистящих звуков требуются следующие упражнения :

Язык на нижнюю губу.

«Горка (Киска сердится)» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние

Зубы, а сам язык приподнять вверх.

«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Боковые края языка прижать к верхним коренным

Зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и

Убирать в глубь рта.

«Чистим нижние зубки» - рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком

Языка нижние зубы с внутренней стороны, делая

Движения из стороны в сторону. Нижняя челюсть

И губы неподвижны. Движущийся из стороны в

Сторону кончик языка должен находиться у

Десен.

«Дудочка» - открыть рот и немного высунуть широкий язык.

Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в

Получившуюся «дудочку».

Для постановки шипящих звуков требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

Язык.

Бугорков (альвеол).

«Лошадка» - открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и

Сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя

Челюсть и губы не двигаются.

Закрывать.

Для постановки звука Л требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

«Иголочка» - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь

Его, сделать узким.

«Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий

Расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять

Края языка, не касаясь верхних зубов.

«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

От неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Язык не должен отрываться от неба.

«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

То к носу, то к подбородку. Рот при этом не

Закрывать.

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

Варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

Язык.

«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

Бугорков (альвеол).

«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как

Кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

Отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Часики» - приоткрыть рот. Высунуть узкий язык. Тянуться

Языком попеременно то к правому уху, то к левому.

Для постановки звука Р требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

От неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Язык не должен отрываться от неба.

«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

То к носу, то к подбородку. Рот при этом не

Закрывать.

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

Варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

Язык.

«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

Бугорков (альвеол).

«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как

Кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

Отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Барабанщик» - открыть рот. Язык поднять вверх. Кончиком языка с

Силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и

Произносить звуки: «д – д – д …»

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений:

Статические: «Блинчики (Лопаточка)», «Чашечка», «Иголочка», «Киска сердится», «Трубочка».

Динамические: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка».

Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике используют дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю.

«Загнать мяч в ворота» - 1 вариант: вытянуть губы вперед трубочкой и

Плавно дуть на ватный шарик, лежащий на столе

Перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками

(это «футбольные ворота»);

2 вариант: улыбнуться, положить широкий

Передний край языка на нижнюю губу

(«Лопаточка») и плавно, со звуком Ф, сдуть ватку.

«Фокус» - улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий

Передний край языка на верхнюю губу так, чтобы

Боковые края его были прижаты к верхней губе, а по

Середине языка была щель-желобок, и сдуть ватку,

Положенную на кончик носа. Воздух при этом

Должен идти по середине языка, тогда ватка полетит

Вверх.

«Ветерок дует с горки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Поставить язык

«горкой», а затем спокойно и плавно подуть по

Середине языка. Воздух должен быть холодным.

Сначала все упражнения артикуляционной гимнастики выполняются, как и положено перед зеркалом. Когда этап «зеркала» прошел, а удержание статических поз еще необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процессе развития сюжета вполне естественно.

Широкое распространение в логопедической практике получила «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов. В своей работе я использую и другую интерактивную сказку «В гостях у бабушки с дедушкой»

Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости, («Толстячок»)

С ними худые, лишь кожа да кости, («Худышка»)

Толстые внучки приехали тоже, («Толстячок»)

С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышка»)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Утром проснулись – в улыбочку губы, - («Улыбочка»)

Чистили мы свои верхние зубы. («Чистим зубки»)

Влево и вправо, внутри и снаружи, -

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмем мы и рот прополощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики»)

Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка»)

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)

Блинчик жуем. Завернем и надкусим («Кусаем язычок»)

Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)

Чашки поставим, чтоб чаю налили, («Чашечка»)

На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)

Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка»)

Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Вкусное варенье»)

Бабушке нашей всегда помогаем –

Нитку в иголку мы быстро вдеваем. («Иголочка»)

Бабушка швы на машинке строчила

И на «зигзаг» ее переключила. («Часики», «Змейка»)

Петли иголкой она обметала,

Пуговки круглые попришивала.

Дедушка сделал для внуков качели –

Все покачаться на них мы успели. («Качели»)

После качелей мы в прятки играли:

Прятались на чердаке и в подвале. («Качели»)

Дедушка скачет на лошади ловко,

Звонкие вязнут на глине подковки. («Лошадка»)

Вот замедляет лошадка шажочки, («Лошадка»)

Вот на опушке мы видим грибочки. («Грибок»)

Мы их в корзинки скорее собрали,

Лошади «тпру!» мы у дома сказали. («Кучер»)

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «Бл – бл – бл - бла»! («Индюк»)

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений помогает:

  • Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервации (нервную проводимость),
  • Улучшить подвижность артикуляционных органов,
  • Укрепить мышечную систему языка, губ, щек,
  • Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу,
  • Увеличить амплитуду движений,
  • Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов,
  • Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Игры на развитие артикуляционного аппарата и речи. Выполнила: Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «64» г. Перми Соснина Татьяна Павловна


  • - это упражнения, направленные на развитие артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц, участвующих в процессе речи, на совершенствование силы, подвижности и координированности движений речевых органов: губ, мягкого неба, нижней челюсти и особенно языка.

  • формирование правильных движений и нужных для произношения положений речевых органов, тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного звука.

  • Ребенку предлагается бросить кубик, и выполнить артикуляционное упражнение.




  • Ребенку предлагается собрать картинку, и выполнить артикуляционное упражнение.

Игра «Гол»

  • Сделайте на столе арку (ворота) .

Положите перед ребенком ватные шарики, предложите «задуть» их в ворота. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.


  • Попросите ребенка побыть ветром и подуть на них. «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!». Игра способствует развитию воздушной струи.

  • Положите на ладонь ребенку кусочек ваты, попросите малыша представить, что это снежинка, попросите ее сдуть. Усложняя задачу, кладите несколько кусочков ваты, обрывки бумаги, небольшую пуговицу и т.п. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, воображения.

ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА (тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Ёж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА (тренировка артикуляционного аппарата)

Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз — и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)

ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ
(материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных)
1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.).
2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.
– «Му-Му –у» – кто это мычит?
– «Мяу – мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
– «Ква-ква-ква» – а это кто?
– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?
– «Тик-так, тик-так» – а это что?
И так далее.
Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ
(игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д.)

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.
Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

Упражнения на развитие речевого дыхания

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.

«ОДУВАНЧИК»
(материал: цветок одуванчика)
На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.

«СНЕЖИНКИ»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)
Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.