Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики

В данной статье рассматривается значение артикуляционной гимнастики. Даны четкие рекомендации и организационные моменты по проведению упражнений. Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой рекомендуется использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. А также представлены основные комплексы артикуляционных упражнений, необходимых для постановки каждого конкретного звука (для свистящих, шипящих звуков, звуков Р и Л). Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике целесообразным является использование дыхательной гимнастики, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю. Все упражнения предлагаются детям в игровой форме: «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов, или интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения

Для развития артикуляционного аппарата

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения:

Для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,

Отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Занимаясь с детьми 3 – 4-летнего возраста, необходимо следить, чтобы они запоминали основные движения.

К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть более четкими и плавными, без подергиваний.

В 6 – 7-летнем возрасте дети должны выполнять упражнения в быстром темпе и уметь удерживать положение языка некоторое время без изменений.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Можно использовать карточки-символы с изображением артикуляционных упражнений, элементы театрализации (с куклами), «Сказку о Веселом язычке».

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой я рекомендую использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. Вначале читается стихотворение и вместе с ребенком показываются части лица и артикуляционные органы.

Не устала ты пока, Подбородок тянем вниз,

Покажи, моя рука: Чтобы с челюстью отвис.

Это – правая щека, Там – к прогулкам не привык -

Это – левая щека. Робко прячется язык.

Ты сильна, а не слаба, А вокруг-то – целый ряд -

Здравствуй, верхняя губа, Зубки нижние стоят:

Здравствуй, нижняя губа, Боковые – слева, справа,

Ты не меньше мне люба! Впереди – зубов оправа.

Есть у губ одна черта – Нёбо вместо потолка

В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.

Вправо – правый угол рта, А когда открылся рот,

Влево – левый угол рта. Язычок пошел вперед.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края –

Все про ротик знаю я!

После того, как ребенок усвоил название частей лица и артикуляционных органов, можно приступать к выполнению артикуляционных упражнений.

Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, т.к. логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать название упражнения.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Для постановки свистящих звуков требуются следующие упражнения :

Язык на нижнюю губу.

«Горка (Киска сердится)» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние

Зубы, а сам язык приподнять вверх.

«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Боковые края языка прижать к верхним коренным

Зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и

Убирать в глубь рта.

«Чистим нижние зубки» - рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком

Языка нижние зубы с внутренней стороны, делая

Движения из стороны в сторону. Нижняя челюсть

И губы неподвижны. Движущийся из стороны в

Сторону кончик языка должен находиться у

Десен.

«Дудочка» - открыть рот и немного высунуть широкий язык.

Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в

Получившуюся «дудочку».

Для постановки шипящих звуков требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

Язык.

Бугорков (альвеол).

«Лошадка» - открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и

Сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя

Челюсть и губы не двигаются.

Закрывать.

Для постановки звука Л требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

«Иголочка» - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь

Его, сделать узким.

«Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий

Расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять

Края языка, не касаясь верхних зубов.

«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

От неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Язык не должен отрываться от неба.

«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

То к носу, то к подбородку. Рот при этом не

Закрывать.

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

Варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

Язык.

«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

Бугорков (альвеол).

«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как

Кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

Отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Часики» - приоткрыть рот. Высунуть узкий язык. Тянуться

Языком попеременно то к правому уху, то к левому.

Для постановки звука Р требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

От неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Язык не должен отрываться от неба.

«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

То к носу, то к подбородку. Рот при этом не

Закрывать.

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

Варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

Язык.

«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

Бугорков (альвеол).

«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как

Кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

Отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Барабанщик» - открыть рот. Язык поднять вверх. Кончиком языка с

Силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и

Произносить звуки: «д – д – д …»

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений:

Статические: «Блинчики (Лопаточка)», «Чашечка», «Иголочка», «Киска сердится», «Трубочка».

Динамические: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка».

Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике используют дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю.

«Загнать мяч в ворота» - 1 вариант: вытянуть губы вперед трубочкой и

Плавно дуть на ватный шарик, лежащий на столе

Перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками

(это «футбольные ворота»);

2 вариант: улыбнуться, положить широкий

Передний край языка на нижнюю губу

(«Лопаточка») и плавно, со звуком Ф, сдуть ватку.

«Фокус» - улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий

Передний край языка на верхнюю губу так, чтобы

Боковые края его были прижаты к верхней губе, а по

Середине языка была щель-желобок, и сдуть ватку,

Положенную на кончик носа. Воздух при этом

Должен идти по середине языка, тогда ватка полетит

Вверх.

«Ветерок дует с горки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Поставить язык

«горкой», а затем спокойно и плавно подуть по

Середине языка. Воздух должен быть холодным.

Сначала все упражнения артикуляционной гимнастики выполняются, как и положено перед зеркалом. Когда этап «зеркала» прошел, а удержание статических поз еще необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процессе развития сюжета вполне естественно.

Широкое распространение в логопедической практике получила «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов. В своей работе я использую и другую интерактивную сказку «В гостях у бабушки с дедушкой»

Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости, («Толстячок»)

С ними худые, лишь кожа да кости, («Худышка»)

Толстые внучки приехали тоже, («Толстячок»)

С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышка»)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Утром проснулись – в улыбочку губы, - («Улыбочка»)

Чистили мы свои верхние зубы. («Чистим зубки»)

Влево и вправо, внутри и снаружи, -

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмем мы и рот прополощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики»)

Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка»)

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)

Блинчик жуем. Завернем и надкусим («Кусаем язычок»)

Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)

Чашки поставим, чтоб чаю налили, («Чашечка»)

На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)

Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка»)

Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Вкусное варенье»)

Бабушке нашей всегда помогаем –

Нитку в иголку мы быстро вдеваем. («Иголочка»)

Бабушка швы на машинке строчила

И на «зигзаг» ее переключила. («Часики», «Змейка»)

Петли иголкой она обметала,

Пуговки круглые попришивала.

Дедушка сделал для внуков качели –

Все покачаться на них мы успели. («Качели»)

После качелей мы в прятки играли:

Прятались на чердаке и в подвале. («Качели»)

Дедушка скачет на лошади ловко,

Звонкие вязнут на глине подковки. («Лошадка»)

Вот замедляет лошадка шажочки, («Лошадка»)

Вот на опушке мы видим грибочки. («Грибок»)

Мы их в корзинки скорее собрали,

Лошади «тпру!» мы у дома сказали. («Кучер»)

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «Бл – бл – бл - бла»! («Индюк»)

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений помогает:

  • Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервации (нервную проводимость),
  • Улучшить подвижность артикуляционных органов,
  • Укрепить мышечную систему языка, губ, щек,
  • Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу,
  • Увеличить амплитуду движений,
  • Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов,
  • Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Речевые игры

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Результаты исследования Л.В. Антаковой-Фоминой показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, но с уровнем развития общей моторики совпадает не всегда/ Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и.рядом других учебных и трудовых навыков.

В настоящее время растет число де тей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа) , которые проя вляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики . Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры боль ших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения выполнять, постепенно увеличивая время и сложность.

КОМПЛЕКС № 1

1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».

6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.

8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

КОМПЛЕКС № 2

1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки - выдох.

2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

5. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.

8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.

9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.

10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

КОМПЛЕКС № 3

1. Задержка дыхания . Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

2. Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

3. Внутри-снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.

4. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

5. Делайте движения челюстью в разных направлениях.

6. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.

7. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в. каждой ладони, а затем между пальцами

8. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

9. Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.

10. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.

КОМПЛЕКС № 4

1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.

2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.

3. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.

4. Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет Следите за предметом глазами, не двигая головой.

5. Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистыванье. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистыванья и т.д.

6. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.

7. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.

8. Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.

9. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.

10. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».


Юлия Беляева
Игры для развития мышц речевого аппарата дошкольников

Игры для развития мышц речевого аппарата

Человек правильно произносит различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности . Работа по развитию мышц речевого аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 5-7 упражнений за раз. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким» , подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху» ).

Примеры игр

для развития мышц речевого аппарата :

1. «Улыбочка-трубочка» - улыбнуться (зубы не видны, вытянуть губы трубочкой. Чередовать 7-10 раз.

2.«Заборчик-окошечко» - улыбнуться, чтобы зубки были видны, вытянуть округленные губки вперед (как будто говорим О-о-о) Чередовать 7-10 раз.

3. «Хомячок» - надуть щечки, затем втянуть. Чередовать 7-10 раз.

4. «Накажем непослушный язычок» - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…» . Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте пол счет от одного до пяти – десяти.

8. «Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

7. «Индюк» - Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет) .

8. «Качели» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.

9. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) .

10.«Жвачка» На счет «раз» - губы вытягиваются вперед. На счет «два» - растягиваются в улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются. Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.

11.«Недовольная лошадка» Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья : тпр-р-р-у. На каждый счет – выдох с вибрацией.

12. «Уточка» - Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

13. «Поцелуй» - щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

14. «Фокус» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Комплекса игр-упражнений для подготовки голосового аппарата

и настроя на исполнение.

Комплекс упражнений состоит из:


    Упражнения мозговой гимнастики;

«Качание головой» - расслабить плечи, уронить голову вперёд. Позволить голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления мышц. (упражнение улучшает мыслительную деятельность).

«Ленивые восьмёрки» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение одновременно двумя руками. (упражнение активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

    Самомассаж рук, головы, ушных раковин, голосового аппарата

Самомассаж ушной раковины

    Разогретыми ладонями разотрите ушные раковины4

    Кончиками пальцев помассируйте миллиметр за миллиметром;

    Легкие пощипывания снизу вверх (как пельмешки);

    Смахните кистями рук воображаемую воду.

    Речевая моторика и речевое дыхание

Выполнение упражнений поможет правильно расходовать воздух при произношении, дышать легко, естественно.

Основа для упражнений – правильное чередование вдоха и выдоха:

Вдох через нос – выдох через рот;

Краткий глубокий вдох – замедленный выдох;

Медленный глубокий вдох - краткий резкий выдох;

При глубоком вдохе:

Медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей;

Выдох несколькими равными порциями 9толчками).

Упражнение “Трубач”.
Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в “трубу”. Логопед хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в “трубу”.

Упражнение “Топор”.
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый
топор”, произнести – ух! – на длительном выдохе.

Упражнение “Ворона”.
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!

Упражнение «ИГОЛОЧКА»

Открой рот.
Язык высунь далеко вперёд.
Напрягай мышцы языка и делай его узким.
Удерживай «иголочку», считая от одного до пяти.

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

Раз, два, три, четыре, пять !

Иголку я могу держат

Упражнение «БАРАБАНЩИК»

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит.

Д-д, д-д-д!

Бей руками помогай.

Ритм ногами отбивай,

Д-д,д-д-д!

Язык. Кверху поднимайся6

Только с ритма не сбивайся,

Д-д, д-д-д!




Вот летают бегемоты (машут руками, летают)

Над журчащим ручейком (кистями и зображают движение ручейка)

Я бегу, одетй в боты (бег на месте).

С фиолетовым сачком (взмах сачком).

Как поймаю бегемота (обхватывают себя руками)

В клетку сразу посажу (приседают):

«Спой мне песню друг любезный».

Бегемоту я скажу. (Разводят руками)

Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!

Скажи погромче слово «гром» -
Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (тирлим-бом-бом)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?

Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные), другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.

Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу: "Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!"

Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:


Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!..
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.

“Рисуйте” голосом линию движения прыжка в высоту:

ОТРАБОТКА БЛАГОЗВУЧНОСТИ ГОЛОСА

Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.

Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

ТРЕНИРОВКА ПОЛЕТНОСТИ ГОЛОСА

Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров), говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.

Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.

ВЫРАБОТКА ПОДВИЖНОСТИ ГОЛОСА

Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп)
Завертелись карусели. - - -(медленный темп)
А потом, потом, потом - - -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите - - -(средний темп)
Карусель остановите. - - -(средний темп)
Раз, два, раз, два - - -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)

Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения:

Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали -
и молчок!

Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось - и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело?
- Закипело!

Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.

Игры на развитие артикуляционного аппарата и речи. Выполнила: Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «64» г. Перми Соснина Татьяна Павловна


  • - это упражнения, направленные на развитие артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц, участвующих в процессе речи, на совершенствование силы, подвижности и координированности движений речевых органов: губ, мягкого неба, нижней челюсти и особенно языка.

  • формирование правильных движений и нужных для произношения положений речевых органов, тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного звука.

  • Ребенку предлагается бросить кубик, и выполнить артикуляционное упражнение.




  • Ребенку предлагается собрать картинку, и выполнить артикуляционное упражнение.

Игра «Гол»

  • Сделайте на столе арку (ворота) .

Положите перед ребенком ватные шарики, предложите «задуть» их в ворота. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.


  • Попросите ребенка побыть ветром и подуть на них. «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!». Игра способствует развитию воздушной струи.

  • Положите на ладонь ребенку кусочек ваты, попросите малыша представить, что это снежинка, попросите ее сдуть. Усложняя задачу, кладите несколько кусочков ваты, обрывки бумаги, небольшую пуговицу и т.п. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, воображения.